Новости Ярославля на сайте города.Наш Ярославль
Новости Ярославля и области, сайт города Ярославля.

Котросльная набережная

06 Фев 2009 - 06:46 4566 Yaroslavl
Набережная Которосли. Великолепный вид открывается при въезде в историческую часть города со стороны Московского проспекта. Величественный ансамбль Спасского монастыря, поддержанный другими памятниками архитектуры XVII века с высокими шатрами и изящными главами-создает незабываемую панораму города. Застройка Которосльной набережной начала складываться с незапамятных времен. Первоначально она была сплошь деревянной: кремль на Стрелке (XI в.), Спасский монастырь (XII в.). В XV — XVI веках западнее его вдоль Которосли находились слободы Богоявленская, Киселюха, Спасская с деревянными избами, теремами, церквами. Нынешний облик набережная получила в XVII — XIX веках. Имеется здесь и несколько построек советского периода. 
Благоустройство Которосльной набережной (выравнивание и укрепление откоса, посадка деревьев, установка ограды) началось в первой трети XIX века, когда проводилось устройство Волжской набережной. Но тогда был сделан небольшой участок в районе Стрелки, и работы надолго были приостановлены. Возобновились они в советское время. В 1944 году ярославцы приступили к ремонту
старой и строительству новой Которосльной набережной. В этот период был благоустроен участок ее от Стрелки до Спасского монастыря. Тогда же был сооружен и пешеходный металлический мост через Медведицкий овраг. В последние годы проведены большие работы по благоустройству поймы р. Которосли. Здесь созданы пляжи, городской парк. В 1985 году на песчаной косе под Стрелкой установлена аллея фонтанов, а на набережной — беседка в ложноклассическом стиле. Благоустройство Которосльной набережной на западном ее участке продолжается и в настоящее время. 
Ознакомимся с наиболее интересными постройками, выходящими на Которосльную набережную. 
На территории Стрелки (бывшего кремля) со стороны Которосли находятся несколько жилых домов конца XVIII — начала XIX веков (Которосльная наб., 2, 6). Они сильно искажены позднейшими переделками, но в целом передают масштаб и облик старого города. Резко диссонирует с этой застройкой пятиэтажный жилой дом (№ 4), построенный в конце 1950-х годов. 
Западный угол Стрелки, образованный набережной Которосли и Медведицким оврагом, замыкает церковь Николы Рубленого, возведенная на месте древней деревянной Никольской башни с надвратной церковью, служившей въездом в кремль. 
Церковь Николы Рубленого (Которосльная наб., 8) «построена в 1695 году на средства прихожан. Типичный пример церкви с трапезной. Стояла на территории ярославского кремля — «Рубленого города», откуда и получила свое название. Фасады здания оставлены архитектором без всяких украшений, но здание в целом имеет очень гармоничную и выразительную внешность, что достигнуто удивительной пропорциональностью всех составляющих его объемов: шатровой колокольни, основного куба церкви, барабанов и куполов, — причем каждый из них по своей форме приближается к какому-либо правильному геометрическому телу (кубу, параллелепипеду, пирамиде, цилиндру)». 
По другую сторону Медведицкого оврага на Которосльной набережной находится еще один интересный памятник архитектуры XVII века — церковь Спаса «на Городу». «Построена в 1672 году на средства прихожан. Стояла на Торговой площади в «Земляном городе», откуда, вероятно, и получила свое название «на Городу». Север-
:-ый придел перекрыт каменным шатром, очень напоминающим по форме прицельные шатры церкви Иоанна Златоуста. Барабаны с грузными грушевидными маковицами превосходят своей высотой основной куб здания, что стало типичным для ярославских церквей 70—80 годов XVII столетия. 
Памятник сохранил в общем свой первоначальный оолик, кроме южного придела, крыльца и западной паперти, частично разобранных в 1831 году и замененных новыми пристройками классической архитектуры. 
В 1693 году церковь была расписана ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым». 
За этим храмом торцом на Которосльную набережную выходит здание бывшего благородного пансиона (ул. Андропова, 1). Возведено оно в 1843 году по проекту архитектора А. Полетаева в стиле позднего классицизма. В этом трехэтажном, скромно оформленном, строгом, но представительном здании первоначально размещалось губернское дворянское собрание; с 1853 по 1870 годы его занимал пансион при мужской гимназии. 
Далее по набережной Которосли находится еще один памятник XVII века — церковь Михаила Архангела (ул. Первомайская, 67). Сооружалась она двадцать пять лет (1657 — 1682), что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского культового зодчества XVII века. 
Пятиглавый храм на высоком подклете с северным приделом в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, с домообразным крыльцом на ползучих арках — все это роднит храм с ранними ярославскими церквами (ц. Николы Надеина). Верхняя часть памятника имеет черты, свойственные ярославской архитектуре конца XVII века: крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над декоративными закомарами. Интерьер церкви расписан в 1731 году ярославскими мастерами под руководством Федора Федорова. 
Главенствующее положение в панораме Которосльной набережной, являясь доминантой в высотной композиции всего центрального района города, занимает величественный ансамбль Спасского монастыря. 
Монастырь основан в конце XII века. Его облик складывался на протяжении нескольких столетий. Первоначально он был деревянным и меньших размеров. В нача-
ле ХШ века в нем появились первые каменные постройки: Спасо-Преображенский собор (1216 — 1224) и церковь Входа в Иерусалим (1218), которые сильно пострадали в пожар 1501 года. С XVI столетия началась систематическая обстройка монастыря каменными сооружениями. Возводятся стены, новый собор, Святые ворота, трапезная, звонница. В XVII веке строятся каменные кельи, настоятельские покои, новые монастырские стены и башни. В начале XIX столетия построены церковь Ярославских Чудотворцев и Ризница. 
За свою многовековую историю Спасский монастырь неоднократно перестраивался, искажались его памятники. Сильно пострадал он во время белогвардейского мятежа в 1918 году. В 1920-е годы началась его реставрация, которая продолжается и в наши дни, и сейчас многие памятники монастыря восстановлены в прежнем виде и являются украшением нашего города. 
Спасо-Преображенский собор — древнейший из сохранившихся памятников Спасского монастыря и один из интереснейших образцов древнерусского храмового зодчества. Построен московскими мастерами в 1506 — 1516 годах на месте церкви ХШ века. Прообразом для него послужил Архангельский собор Московского Кремля, но имеет он и свои самобытные черты. Этот трехглавый собор на высоком подклете окружен с западной стороны двухъярусной арочной галереей, а с севера — глухой папертью. С юга к нему примыкает выстроенная позже церковь Ярославских Чудотворцев. Храм имеет позакомарное покрытие и завершается тремя барабанами с золочеными шлемовидными главами. Декоративное убранство скромно, но выразительно, характерно для культовой архитектуры того времени: узкие, вытянутые окна барабанов с аркатурным поясом, тонкие профили карнизов, тяг, круглые окна в закомарах, простые пилястры в простенках галереи. 
В 1563 — 1564 годах интерьеры храма были расписаны московскими и ярославскими мастерами. Эти фрески оказали влияние на развитие дальнейшей ярославской монументальной живописи. 
Спасо-Преображенский собор часто перестраивался: менялось покрытие основного куба, форма глав, разбирались барабаны, переделывались галереи. В советское время храм восстановлен в первоначальных формах, реставрированы его фрески, и сейчас это — один из лучших памятников Ярославля.
Стены и башни. Непростая история у оборонительных сооружений Спасского монастыря. Первые каменные стены его были возведены в 50 — 80-е годы XVI века. В начале XVII столетия, выдержав длительную осаду польско-литовских отрядов, они сильно обветшали. С 1621 года началось строительство новых стен, которые были более высокими (до 10 м) и мощными (до 3 м толщиной). С внутренней стороны они имели широкий «боевой» ход на арках, а снаружи были окружены рвом. Сначала возвели южные и западные участки, а в середине века — восточную и северную стены. Одновременно возводились и новые башни. В 1622 году построены две прямоугольные башни со стороны Которосли, через год — Богородицкая, в первой трети XVII века — Водяные ворота, в 1633 году возведена глухая (Конюшенная) башня на северной стене, в промежутке между 1635 и 1646 годом — Угличская. 
В XIX столетии эти сооружения неоднократно перестраивались. В 1803 — 1804 годах разобраны южные прямоугольные башни, взамен которых поставлены по проекту архитектора П. Я.Панькова — круглые, чисто декоративные. В 1818 году перестроена южная стена, превратившись из крепостной постройки в обычную каменную ограду В это же время была разобрана северная глухая башня (сейчас здесь арочный проем). В 1854 году разрушилась часть западной стены, и ее заменили невысокой оградой. 
В 20-е и 50-е годы нашего столетия стены и башни Спасского монастыря были реставрированы и сейчас он снова предстает перед нами в своем первоначальном облике монастыря-крепости. 
Самая древняя каменная башня Спасского монастыря — Святые ворота — возведена в 1516 году. Святые ворота служили главным въездом в монастырь со стороны Которосли, имели и оборонное значение. Первоначально верх башни был окружен зубцами и бойницами (сохранились только на южном фасаде). Внизу находятся два сводчатых проема: широкий парадный — для проезда (расписан фресками в 1564 году) и узкий — для прохода. С южной стороны к башне примыкал захаб (дополнительное укрепление), который был частично разобран из-за ветхости в 1779 году. В 20-е годы XVII века над Святыми воротами была надстроена надвратная церковь Введения и высокая дозорная вышка с часами и набатным колоколом. Церковь имела открытую галерею, шатровое покры-
тие с главой и нарядное убранство фасадов в виде лопаток, ширинок с декоративными вставками (сохранились на северном фасаде). 
В XIX веке Святые ворота перестраивались (подняты стены башни, заложены зубцы, заменено шатровое покрытие церкви на четырехскатное, переделана галерея, сняты часы на вышке). 
Сейчас Святые ворота — это крупное монументальное сооружение с выразительной архитектурной композицией и пластичным декором — реставрированы (в том числе и живопись XVI века) и им возвращена первоначальная функция — главного входа в Спасский монастырь. 
В центре монастырского двора расположено массивное трехчастное здание — это Крестовая (Рождественская) церковь, трапезная палата и настоятельские покои, соединенные в единый блок. Центральную его часть занимает трапезная палата, сооруженная в начале XVI века. Она представляет собой двухэтажное здание, перекрытое сводами, которые опираются на один массивный центральный столб. Этот конструктивный прием, позволяющий перекрывать большое пространство, характерен для многих монастырских трапезных XVI столетия. В нижнем этаже размещались кухня и подсобные помещения, верхний этаж служил братской трапезной — монастырской столовой. Стены и своды ее ранее были украшены росписью. Наружные фасады оформлены очень скупо (широкие лопатки, городчатый карниз) . Благодаря живописно расположенным узким окнам, обрамленным глубокими уступчатыми нишами, подчеркивающими массивность стен, здание смотрится очень монументальным. 
С востока к трапезной палате примыкает Рождественская церковь — небольшой храм на высоком подклете, возведенный, очевидно, одновременно с трапезной. Это здание перестраивалось в XVII — XIX веках и не сохранило своего первоначального облика. 
В начале XVII века к трапезной палате с западной стороны были пристроены настоятельские покои, предназначенные для проживания монастырской знати. Это подчеркнуто богатым декоративным убранством фасадов. Окна, расположенные в глубоких арочных нишах, обрамлены полукруглыми и килевидными наличниками, стены расчленены широкими лопатками, горизонтальными тягами. Завершается здание богатым фигурным карнизом, характерным для построек XVII века. С северной стороны
в настоятельские покои ведет парадное крыльцо, восстановленное при реставрации в 50-е годы нашего столетия (древнее разобрано в 1812 году). В остальном памятник сохранил свои первоначальные формы. 
Доминирующее положение не только в ансамбле Спасского монастыря, но и во всей панораме Которосльной набережной занимает высокая монастырская звонница. Сооружена она в середине XVI века и первоначально была двухъярусной. В нижнем ярусе находилась небольшая церковь (сохранилась алтарная пристройка, фресковая роспись), верхний ярус с арочными проемами (здесь висели колокола) завершался двумя шатрами, которые в XVII веке были покрыты поливной черепицей. 
В 1808 году вместо шатров возводится третий ярус со стрельчатыми арками, в 1823 году над ним построена по проекту архитектора П. Я. Панькова ротонда в модном тогда готическом стиле. Несмотря на частичную реставрацию, звонница не производит целостного впечатления, в ее архитектуре чувствуется наслоение разных стилей нескольких эпох. 
В настоящее время на венчающей ротонде устроена смотровая площадка и установлены новые куранты с мелодичным боем. 
С южной стороны Спассо-Преображенского собора, вплотную к нему, в 1851 году построена церковь Ярославских Чудотворцев (автор проекта архитектор П. Я. Паньков). Возведена она взамен церкви XVII века (фрагменты ее сохранились в подклете алтарной части). Новая церковь в стиле классицизма, оформленная шестиколонным портиком с треугольным фронтоном и завершающаяся сферическим куполом на глухом барабане, в 1875 году подверглась частичной переделке. Памятник реставрирован в б0-е годы нашего века (выполнены отсутствующие капители колонн, устроена парадная белокаменная лестница). 
Из других наиболее интересных построек Спасского монастыря следует обратить внимание на протяженное здание келий (XVII век), дошедшее до наших дней в сильно искаженном виде и восстановленное в первоначальных формах при реставрации его в 50-е годы нашего столетия, а также двухэтажное здание ризницы (1817 год), построенное в формах классицизма и завершавшееся ранее куполом (не сохранился). 
Западнее Спасского монастыря на высоком откосе стоит двухэтажное здание бывшей духовной консистории
(Которосльная наб., 20) — яркий образец архитектуры эпохи классицизма. Построено оно в 1815 году на месте старого кладбища, закрытого в конце XVIII века. Здание интересно тем, что в его оформлении использован «образцовый» проект из «Собрания фасадов для частных строений в городах Российской империи», выпущенного в 1809 году. Автор проекта — петербургский архитектор Л. И. Руска. Здание консистории оформлено рустом, высокими (на два этажа) парными колоннами ионического ордера, типично классическим карнизом с модульонами. Два его боковых ризалита, приподнятые над основным объемом, имеют арочные окна, окаймленные «зубчатым» архивольтом и завершаются треугольными фронтонами. Здание выполнено с некоторыми отклонениями от «образцового» проекта: изменены пропорции ризалитов, колонн, отсутствует предусмотренный в чертеже аттик со скульптурной композицией над центральной частью здания. В 1849 — 1858 годы с северной стороны к нему были пристроены боковые крылья, в остальном памятник сохранил свой первоначальный облик. 
В 1973 году на берегу Которосли вырос многоэтажный корпус гостиницы «Юбилейная» (Которосльная наб., 26). Построен он по типовому проекту и своим коробкообразным объемом не гармонирует с изящной панорамой набережной. В 1985 году перед гостиницей была поставлена миниатюрная, решенная в современных формах, беседка и установлено бетонное ограждение откоса. 
Еще одно несоразмерное к застройке небережной сооружение — здание мельзавода (бывшая мельница фабрикантов Карзинкиных), построенное в начале нашего века. 
За ним с некоторым отступом от красной линии находится несколько зданий, занимаемых ныне Ярославским педагогическим институтом (Которосльная наб., 46). Это корпуса бывшей духовной семинарии, возведенные в 70-е годы прошлого столетия. Их архитектура выдержана в духе ренессанса, но оформлена более скромно. 
За улицей Чайковского открывается на Которосльную набережную ансамбль церквей Николо-Мокринского прихода (ул. Чайковского, 1). 
«Церковь Николы Мокрого строилась с 1655 по 1672 год на средства ярославских купцов Лузина, Лемина и других. По своим формам и общему силуэту является подражанием архитектуре церкви Иоанна Златоуста в Коровни-

ках... Галереи, окружающие церковь, были сделаны не открытыми, а с окнами, которые можно было закрывать внутренними ставнями. В ширинки галерей вставлены поливные зеленые изразцы, соответствующие дате основания церкви. 
Памятник знаменит изразцовыми наличниками алтарных окон, сделанных несколько позднее, чем была построена сама церковь, и особенно богатейшей изразцовой отделкой входного притвора, пристроенного к церкви еще позднее — в 90-х годах XVII столетия, когда увлечение изразцами в Ярославле стало всеобщим. 
В 1673 году церковь была расписана артелью ярославских мастеров с участием нескольких костромичей во главе с Гурием Никитиным». 
«Тихвинская церковь одноглавая, трапезного типа, служила зимней (теплой) церковью Николо-Мокринского прихода. Построена в 1686 году на средства купцов Лузиных. Особенностью ее являются прямоугольные апсиды и глава, поднятая на «трибун» — квадратный постамент. Такой прием постановки церковных глав в Ярославле больше нигде не встречается. Малая глава над апсидой сохранила первоначальное покрытие цветной чешуйчатой черепицей. Но главная достопримечательность церквиэто притвор (сплошь покрытый изразцами), увенчанный шатром из поливной черепицы, аналогичный притвору Николы Мокрого и поставленный одновременно с ним — в 90-х годах XVII века». 
Далее по Которосльной набережной поднимаются три двенадцатиэтажных дома-башни, а за ними начинается район современной застройки, где в створе проспекта Толбухина в 1979 году сооружен автодорожный мост через реку Которосль.


Похожие статьи

Комментариев: 0
ComForm">
avatar