От Семеновской крепостной башни, стоявшей на земляном валу, к Ильинской площади проходила улица Пробойная (теперь - Советская). В 1711 году в городе произошел пожар, уничтоживший 1280 дворов и 37 церквей. На пепелище стали возникать новые улицы. Среди них и «Пробойная».
В 1712 году ярославский бургомистр сообщал: «От соборной церкви и архиерейского дома (территория современной Стрелки) шла мостовая улица (то есть устланная бревнами) Пробойная до Семеновской воротной башни мерою длины шестьсот три сажени, по поперечнику по четыре и пять сажен».
На углу Первомайской и Советской улиц расположен старинный трехэтажный дом №19/11. В 1812 году здесь помещался штаб «Ярославской военной силы». Так называлось народное ополчение, созданное для борьбы с французскими захватчиками. Сюда шли правительственные распоряжения, здесь рассматривались планы военного похода Ярославского ополчения. В канцелярии штаба издавались рукописные афиши для Ярославцев, в которых говорилось о боевых действиях.
В одной из афиш сообщалось: «...по крайнему недостатку у него (Наполеона) в Москве провианта и фуража отправлял для заготовления того свои разъезды на Ярославскую и Владимирскую дороги: но оные столь сильно казаками нашими были приняты в огонь, что разбиты и как при сем сражении, так и при поспешной ретираде, потеряли убитыми одного офицера и 10 рядовых и пленными осьмнадцать человек».
Ярославское ополчение сформировано в августе 1812 года и состояло из четырех пеших и одного конного полков общим числом свыше 11 300 воинов, в подавляющей массе - крепостных крестьян. Начальником ополчения стал генерал-майор Я. И. Дедюлин, избранный на этот пост ярославским дворянством.
Ополчение выступило в поход во второй половине августа. В начале октября оно вошло в состав отряда русских войск, прикрывших дорогу из Москвы в Петербург. Когда французская армия оставила Москву и угроза вражеского нашествия на столицу миновала, ярославское ополчение было направлено в действующую армию.
В июне 1813 года ополчение в составе русской армии участвовало в осаде и взятии Данцига (ныне город Гданьск). В боях с противником многие воины-Ярославцы показали мужество и героизм и «...храбростью своею подавали прочим пример, брали довольное число неприятеля в плен и иногда врубались в ряды неприятеля и обращали его в бегство».
Данциг был взят русскими войсками 21 декабря 1813 года. В 1814 году последовал указ о роспуске ополчения. «Ярославская военная сила» возвратилась из тяжелого и трудного похода в родные края...
Дом № 17, в котором расположен Дворец пионеров и школьников (открыт в 1941 году), связан с именем А. А.Фадеева (1901-1956). Здание построено в 1911 году для коммерческой школы. В первые годы Советской власти оно было передано под Дворец труда и рабфак.
Во Дворце труда собирались члены литературных кружков, которым А. А. Фадеев читал первые варианты романа «Разгром» (Фадеев жил и работал в Ярославле в 1926-1928 годах).
Закончив роман «Разгром», в Ярославле Фадеев приступил к новой работе, о чем он рассказывал на страницах печати: «Пишу роман «Провинция»... задачей себе ставлю изображение новой провинции и ее жизни, выросшей из старых уездных нравов, благодаря проснувшейся активности всех слоев населения. Постараюсь обрисовать также рост и вызревание большевистских кадров в послереволюционное время».
Записные книжки ярославского периода интересны тем, что в них заметки о «Провинции» перемежаются с набросками романа «Последний из удэге».
В феврале 1928 года А. А. Фадеев выступил в Ярославле на губернской конференции пролетарских писателей с докладом о задачах пролетарской литературы. Лейтмотивом доклада была мысль о необходимости показать человека, выросшего в революционном труде.
Губернская конференция делегировала Фадеева вместе с поэтом А. А. Сурковым и прозаиком В. А. Смирновым на Первый Всесоюзный съезд писателей.
В доме № 15 жили Л. Н. Трефолев и А. Н. Афиногенов.
Л. Н. Трефолев, русский поэт-демократ (1839 - 1905) родился в городе Любиме Ярославской губернии. После окончания уездной школы он поступил в Ярославскую гимназию, а в 1858 году - в Демидовский юридический лицей. С 1864 по 1871 год Л. Н. Трефолев работает редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», а с 1872 года и до конца своей жизни редактирует «Вестник Ярославского земства».
Творчество Трефолева развивалось под влиянием могучего таланта Н. А. Некрасова. Но Трефолев как поэт имел и свой литературный почерк, свою поэтическую форму. Эту особенность подметил сам Некрасов. Первый биограф Трефолева А. В. Круглов в своих воспоминаниях пишет: «Такие великие писатели, как Салтыков-Щедрин и Некрасов, признавали в Трефолеве немалый талант. Сидя в моей скромной комнатке, Некрасов сказал мне:
- Стихи Трефолева бьют по сердцу. Это - мастер, а не подмастерье.
Я заметил великому поэту:
- Он ваш ученик, Николай Алексеевич!
- Скорее - последователь. Но если ученик, то такой, которым может гордиться учитель. У него свой поэтический костюм».
Эти слова Некрасова являются высокой и авторитетной оценкой поэзии Трефолева.
Широкую известность приобрели стихотворения Л. Трефолева «Дубинушка» и «Песня о комаринском мужике». В «Дубинушке» показан типичный образ буржуапредпринимателя. Обращаясь к хозяину баржи купцу, подсчитывающему барыши, поэт гневно говорит:
...Сосчитай лучше ты, борода-грамотей,
Сколько сложено русских костей
По кремнистому берегу Волги-реки,
Нагружая твои сундуки.
В стихотворении «Песня о комаринском мужике» Л. Трефолев с большой художественной силой и правдивостью показал русского крестьянина, его притеснителя чиновника, показал трагическую жизнь русского мужика.
Стихотворения Л. Н. Трефолева проникнуты горячей любовью к народу, искренним состраданием к его тяжелой доле, надеждой на его светлое будущее. Он твердо верит, что для народа настанут новые, счастливые времена, хотя и не надеется дожить до этих светлых дней:
Век жестокий, век проклятый
Я едва ль переживу,
Я чудесный век двадцатый
Не увижу наяву.
Л. Н. Трефолев интересовался литературой других народов. Его перу принадлежат переводы стихотворений поэтов Украины, Чехии, Сербии и Польши. К числу их в первую очередь следует отнести переложение стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик», ставшее популярной народной песней «Когда я на почте служил ямщиком...».
Трефолев известен и как крупный историк-краевед. В течение сорока лет он печатал в центральных журналах («Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник») статьи по истории Ярославского края...
В 1960 году на улице Трефолева установлен бюст поэта (автор - скульптор А. Н. Черницкий) ...
А. Н. Афиногенов (1904 - 1941) приехал в Ярославль после окончания Московского института журналистики. Работая ответственным секретарем газеты «Северный рабочий» (редакция находилась в этом же доме № 15 по улице Советской), он одновременно руководил литературным объединением при газете, которое объявило себя Ярославской ассоциацией пролетарских писателей. Первым председателем этой организации, а затем губернской стал Афиногенов.
В Ярославле началась его литературная деятельность. Здесь им написаны пьесы «Эмигрантское семилетие» - памфлет на русских эмигрантов, «Товарищ Яншин» - комедия, бичующая бюрократов, «Змеиный след» - о белогвардейском мятеже в Ярославле, «Гляди в оба» и другие. Но это были первые шаги начинающего драматурга. Позднее он создал несколько пьес: «Машенька», «Чудак», «Страх», «Портрет» и другие произведения, поставленные во многих театрах страны в 30-е годы.
В 1925 году в Ярославле начала выходить газета «Северный комсомолец», первым редактором которой стал А. Н. Афиногенов. После его отъезда в Москву в 1926 году молодежную газету редактировал А. А. Сурков. Он же возглавлял Ярославскую организацию РАПП.
А. А. Сурков (1899-1983) автор широко известных читателю сборника стихов «Миру мир», циклов песен «Шаги времени», «По белу свету» и других. Многие стихотворения Суркова положены на музыку, стали популярными песнями. Среди них - «Конармейская песня», «Терская походная», «Песня смелых» с крылатыми словами: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет», а так же знаменитая «Землянка» и многие другие.
Герой Социалистического Труда А. А. Сурков был постоянным гостем нашего города, непременным участником юбилейных торжеств, проводимых в Карабихе в честь Н. А. Некрасова.
На Советской улице на доме № 9/11 установлена мемориальная доска, на которой написано: «В этом здании в октябре 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая 234-я стрелковая дивизия, прошедшая славный путь от Москвы до Эльбы».
В период наступления фашистских полчищ на Москву в октябре 1941 года Ярославский областной комитет партии обратился в Государственный Комитет Обороны с просьбой разрешить сформировать дивизию для обороны столицы. 15 октября ГКО вынес решение о создании на территории Ярославской области коммунистической стрелковой дивизии из коммунистов, комсомольцев и ополченцев области.
Ярославская городская партийная организация направила в дивизию 2239 коммунистов.
3 января 1942 года дивизия отбыла на фронт. Она сражалась на Можайском шоссе в Подмосковье, освобождала Смоленщину. За прорыв вражеской обороны и освобождение города Ломоносова - важнейшего опорного пункта на подступах к Смоленску - дивизия была наименована Ломоносовской и награждена орденом Богдана Хмельницкого.
В 1944 году Ярославская коммунистическая дивизия сражалась в Белоруссии, участвовала в освобождении Бреста. Вместе с другими частями Советской Армии Ярославская дивизия помогла польскому народу сбросить иго фашизма.
За боевые подвиги на польской земле дивизия была награждена орденом Суворова, и ей было присвоено наименование Пражской.
2 мая 1945 года дивизия вышла к Эльбе. Здесь и закончился славный путь Ярославской коммунистической Ломоносовской, Пражской ордена Богдана Хмельницкого и ордена Суворова стрелковой дивизии.
На доме № 3 по Советской улице внимание туристов привлекает мемориальная доска, указывающая, что здесь жил Федор Григорьевич Волков - первый русский актер, основатель русского общедоступного театра.
Если быть точным, то Волков жил (в 1736 - 1751 годах) в двухэтажном полукаменном особняке. Второй, деревянный этаж особняка заменен каменным в конце прошлого столетия, а третий надстроен в 30-х годах нашего века.
Ф. Г. Волков родился в 1728 году в Костроме. Его мать в 1735 году после смерти мужа с детьми Гаврилой, Иваном, Григорием и Федором переехала в Ярославль, где вышла замуж за купца Ф. В. Полушкина.
Свадебные обряды, скоморошьи выступления, устные народные драмы, былины пробудили у Волкова интерес к театру. Волков был знаком с ярославскими семинаристами, с которыми участвовал в «мистериях» - театральных постановках на религиозные темы с хоровым пением. Первые любительские постановки проводились в частных домах, а затем Ф. Волков создал постоянную труппу, в которую входили его братья и «заводские люди». Другом и соратником в театральных делах был служащий Ярославского магистрата Иван Нарыков (Дмитриевский).
29 июня (10 июля) 1750 года в украшенном зеленью и разноцветными фонариками сарае отчима Полушкина на Пробойной улице Федор с товарищами устроили «некое лицедейство, крайне диковинное и до того времени невиданное». Это «лицедейство» сопровождалось пением хора певчих и игрою музыкантов на гуслях. После этого представления Волков создал постоянный театр. В него мог ходить всякий, уплативший пятак за первые места, алтын (три копейки) за средние и по одной копейке за последние.
В театре ярославские зрители видели трагедию А. П. Сумарокова «Синав и Трувор», духовную драму Дм. Ростовского «Грешник», а также пьесы: «Титово милосердие» Метастазио и «Шемякин суд».
Слава о ярославском театре дошла до столицы. В январе 1752 года ярославские актеры во главе с Федором Волковым были вызваны в Петербург, где сыграли несколько пьес, в том числе Сумарокова «Хорев» и «Гамлет» Шекспира.
В августе 1756 года был издан указ об открытии в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра». Основными исполнителями его стали ярославские «комедианты», душой и организатором всех постановок Ф. Г. Волков.
Похоронен Волков в Златоустовском монастыре Москвы 8 апреля 1763 года.
В доме № 3 по Советской улице прошли детские годы советского математика, ученого с мировым именем, академика, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии А. Н. Колмогорова.