Новости Ярославля на сайте города.Наш Ярославль
Новости Ярославля и области, сайт города Ярославля.

Московский проспект

06 Фев 2009 - 07:11 7793 Yaroslavl

Трасса этои магистрали сложилась с древнейших времен. Здесь была дорога на соседний Ростов. Она не раз меняла свое направление. Известно, что в XVI — XVII веках ростовская дорога проходила через Тропино и Ямскую слободу (ныне Тропинская и Ямская улицы). Современное направление она получила в конце XVIII века, когда проводилась регулярная перепланировка города. Застройка северного участка Московского проспекта сложилась в конце XVIII — начале ХХ веков. Здесь сохранились здания разных стилей того периода: от раннего классицизма до модерна. Участок магистрали от «Выемки» до границы города застроен в советское время, в основном — послевоенное.

В начале этой улицы расположен небольшой двухэтажный особняк в стиле модерн (Московский пр., 3), построенный в начале нашего века (или перестроенный из более древнего здания). Характерны в нем стилизованные наличники окон, украшенные типичными для этого стиля рельефными кругами и тонкими, похожими на каннелюры, бороздами. Интересна также легкая, своеобразная по рисунку, металлическая решетка парапета.

На противоположной стороне находится трехэтажный жилой дом (Московский пр., 12, 1891 г.). Главный фасад его (третий этаж, очевидно, надстроен позднее) выдержан в стиле ложного ренессанса и украшен рустами, лепниной растительного орнамента, лучковыми и прямыми сандриками над окнами. 
Соседний двухэтажный жилой дом (Московский пр., 12а), построенный в конце прошлого века, решен в русском стиле. Окна его второго этажа оформлены сложными килевидными наличниками, свойственными русской архитектуре XVII века.

На пересечении Московского проспекта с улицей Ем. Ярославского расположен интересный двухэтажный особняк эпохи классицизма (Московский пр., 27/14), занимаемый в настоящее время учреждением. Построен он в 1840 году. Фасады его оформлены рустами, тонкой лепниной, сандриками над окнами. 
Древнейшей постройкой на Московском проспекте является здание бывшего Кадетского корпуса (Московский пр., 28). Непростая судьба у этого здания. Начало оно возводиться в 1798 году, причем на его строительство пошел кирпич от разобранного двора наместника, находившегося на Ильинской площади, и завершилось в 1828 году, когда была освящена домовая церковь, расположенная в центре этого невысокого, но протяженного корпуса. Здание строилось как казармы, в 1861 году в нем разместилось ярославское военное училище, затем — военная прогимназия, а с 1895 года — Кадетский корпус. На рубеже XIX — ХХ веков территория его была обнесена каменной оградой с башнями, решенными в ложнорусском стиле и напоминающими крепостные сооружения. С 1917 года Кадетский корпус был распущен и здесь размещался 1-й ярославский советский полк, который в 1919 году посетил М. В. Фрунзе.

С 1921 года в этом здании размещалась партийная школа. В 70-е годы нашего века южная сторона корпуса была разобрана и возведено современное четырехэтажное здание, затем была перестроена и северная сторона.

Из сохранившихся фрагментов Кадетского корпуса, выходящих на Московский проспект, следует выделить центральную часть (бывшая домовая церковь), оформленную красивым шестиколонным портиком дорического ордера с высоким треугольным фронтоном.

Своеобразно по архитектурному оформлению двухэтажное здание поликлиники (Московский пр., 43), построенное в конце прошлого века в так называемом русско-византийском стиле. 
Напротив сквера у Московского вокзала, недалеко от строгого, представительного здания Фрунзенского райкома КПСС, возведенного по типовому проекту, в 1986 году установлен бюст М. В. Фрунзе, сооруженный по проекту скульптора А. А. Бичукова и архитектора С. Е. Новикова.

Далее по Московскому проспекту идет современная, в основном типовая застройка. Здесь следует выделить интересный по архитектурному решению лабораторный корпус Ярославского политехнического института (Московский пр., 88), автор проекта — архитектор В. В. Ждан. Крупный, протяженный, 10-ти этажный корпус решен тремя уступами, что продиктовано рельефом местности. Композиция фасада построена на контрасте глухих выступающих частей, где размещены лифты и лестничные клетки, с тонкими несущими пилонами, круглыми окнами технического этажа. Здание монументально, пластично, выразительно.

Въезд в город по Московскому проспекту оформляет, помимо современных высотных домов, памятник архитектуры XVIII века — Крестобогородская церковь, которую часто называют «визитной карточкой» Ярославля. И действительно, в ней воплотились некоторые черты, характерные для культовой архитектуры нашего города. Церковь построена в 1760 году на месте деревянной часовни, в которой хранился «животворящий» крест, и деревянной церкви Положения ризы Богоматери (1677 г.). Церковь Крестобогородская — одноглавая, трапезного типа с высокой, стройной шатровой колокольней, хорошо просматривающейся с окрестностей на подъезде к Ярославлю.

Улица Ем. Ярославского

Это бывшая Б. Федоровская улица Толчковской слободы, существовавшей с XVI века. В начале XIX столетия она получила регулярные начертания и была обстроена, в основном, одноэтажными деревянными домами. В советское время здесь возведено несколько многоэтажных каменных зданий. Сохранились на ней и древние памятники архитектуры.

В русском стиле исполнен бывший дом Градусова (ул Ем. Ярославского, 27, 1903 г.), занимаемый ныне Ярославским художественным училищем. Богата отделка его фасадов, выполненных в красном кирпиче без штукатурки. Здесь и бочкообразные полуколонны, «сухарики» и «городки». Центральный вход в здание оформлен высоким арочным перспективным порталом. Здание нарядно, хотя и несколько перегружено кирпичным декором.

Федоровская церковь (ул. Ем. Ярославского, 74). «Построена в 1687 году на средства прихожан. Образец памятника зрелого ярославского стиля. Для этого памятника характерны огромные размеры основного куба церкви и барабанов с главами, их взаимные пропорции, величавые, предельно лаконичные фасады, превосходная кирпичная кладка.

На северном фасаде сохранилось первоначальное крыльцо, интересное для изучения эволюции форм ярославских крылец. Западное крыльцо не дошло до нас, так как в начале ХУ1П века на его месте было построено новое, существующее поныне. Галереи — паперти пристроены только в 1736 году. Южное крыльцо было разобрано в 1776 году, когда к южной галерее пристраивался новый придел. 
Роспись церкви выполнялась в 1715 году ярославскими мастерами во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым... Деревянный позолоченный иконостас 1705 года».

Рядом с Федоровской церковью находится другой памятник архитектуры XVII века — церковь Николы Пен-
ского. «Построена в 1691 году. Церковь трапезного типа. В 1890-х годах с северной стороны была сделана двухэтажная пристройка в ложнорусском стиле. Интересна колокольня с характерными для последнего десятилетия XVII века круглыми окнами вместо прежних «слухов».

На пересечении улицы Ем. Ярославского с Б. Химической (бывш. Б. Предтеченской) улицей находится бывший дом Полякова (ул. Ем. Ярославского, 107) — яркий образец особняка в стиле классицизма. Его строительство относится к началу ХIХ столетия, и в нем чувствуется использование декоративных приемов из «образцовых» проектов. Здесь широко применены руст по первому этажу, высокие замковые камни, лепные украшения. Над окнами боковых ризалитов — «зубчатые» архивольты, под окнами — плоские балясины. Здание очень живописно, пластично, схоже с постройками московского ампира.

Недалеко от улицы Ем. Ярославского, за фабричными корпусами, на берегу Которосли стоит выдающийся памятник русской архитектуры — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Закоторосльная наб., 69). «Строилась 16 лет, с 1671 по 1687 год. В ее строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы, кто деньгами, кто личным трудом.

Церковь Иоанна Предтечи — апофеоз ярославского зодчества XVII века и памятник мирового значения. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав, церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Стены храма поражают предельным совершенством кирпичной кладки. Гладь стен дробится узором фигурных деталей. В кирпиче настолько тонко воспроизведены всевозможные мотивы деревянной резьбы, что создается впечатление, будто материалом был не камень, а дерево. Культура кирпича, как строительного и декоративного материала, доведена зодчим до вершин архитектурного искусства.

Глаз пленяет изобилие изразцов на стенах — то стелющихся по стенам длинными лентами, то вкрапленных в кладку цветистыми пятнами. Шахматная раскраска стен апсид и разноцветная роспись наличников, ставень и дверей к настоящему времени, к сожалению, значительно потускнели и уже не производят прежнего впечатления яркого великолепия.Памятник симметричен по своему плану и объемам.
Каждая выбранная точка зрения открывает его необыкновенные художественные достоинства. Особенно красивыми кажутся его высокие приделы, увенчанные гроздьями маленьких главок. Гроздья эти по своему силуэту напоминают былые шатровые покрытия приделов, но превосходят их изысканностью рисунка. 
Имя зодчего, автора памятника, остается для нас неизвестным. Изучение кладки показывает, что строительство церкви велось по заранее разработанным чертежам. После пожара в 1708 году средняя глава была заменена другой, существующей и ныне...

Грандиозные стенописи Толчковского храма выполнялись в 1694 — 1695 годах шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором Игнатьевым — выдающимися русскими художниками конца XVII века... Толчковская стенопись-самая значительная из всех росписей, созданных на рубеже XVII — XVIII веков. Она является не только вершиной и гордостью ярославской школы, но и одним из высших достижений самобытной русской культуры...

Колокольня Иоанна Предтечи, построенная в последние годы XVII века или начале XVIII века, является примером ярусной столпообразной колокольни. Колокольня изящна по своему силуэту, но формы ее несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западно-европейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее)». 
Недалеко от церкви Иоанна Предтечи расположен интересный памятник гражданской архитектуры XVII века — бывший дом Работнова (ул. Стрелецкая, 1), фасады которого в настоящее время сильно искажены.

Улица Зеленцовская

Северный участок этой улицы — это древнейшая часть бывшей Толчковской слободы. Именно здесь на берегу Зеленцовского (бывш. Кавардяковского, а еще ранееКупальнишного) ручья в XVI — XVII веках зародилось кожевенное производство, на базе которого и сложилась Толчковская слобода.

На этой улице сохранилось два каменных посадских дома, относящихся к концу XVII — началу XVIII веков. 
Бывший дом Корытова (ул. Зеленцовская, 7) — одноэтажный каменный на высоком глухом подклете, типич-
ный для XVII столетия. К XVIII веку относится лепнина в стиле барокко на сводах внутри помещения. 
Бывший дом Петеревского (ул. Зеленцовская, 15)— также одноэтажный со сводчатым подклетом.

Перестраивался в XVIII веке (появились рустованные угловые лопатки) и в начале ХХ столетия (разобрано древнее каменное крыльцо). До наших дней памятник дошел в сильно искаженном виде, но сохранил богатый городчатый карниз XVII века.



Похожие статьи

Комментариев: 0
ComForm">
avatar