Новости Ярославля на сайте города.Наш Ярославль
Новости Ярославля и области, сайт города Ярославля.

Набережная Волги

06 Фев 2009 - 06:41 5771 Yaroslavl

Современная застройка набережной сложилась в XVII-ХХ веках. Но обжита эта территория была значительно раньше. В XI веке здесь, на Стрелке, появился ярославский кремль. В ХШ веке на берег Волги выходил торговоремесленный посад. В ХV — XVI столетии вдоль Волги севернее посада находились слободы Благовещенская. Петровская, а с XVII века — Таборы. Застройка того периода была в основном деревянной: жилые посадские дома, купеческие терема, деревянные шатровые церкви. торговые лавки, крепостные стены и башни. Волжский берег имел естественные, живописные откосы, его рассекали несколько оврагов. 
В XVII — XVIII веках на Волжской набережной появились каменные церкви и жилые дома. Полностью застройка набережной обновилась в эпоху классицизма. Несколько зданий возведено здесь в конце прошлого века и в советское время. 
По регулярному плану 1778 года линия застройки Волжской набережной отодвигалась от берега, набережная значительно расширялась. В 1825 году начались крупные работы по берегоукреплению, которые проводились более десяти лет. Выравнивались и покрывались дерном откосы, нижняя их часть укреплялась бутовым камнем, свезенным со всей округи. В это же время были произведены посадки липовой аллеи на набережной, сооружены мосты через овраги-спуски. В 1831 году установлена чугунная решетка. Ярославская набережная стала одной из красивейших на Волге. В советское время набережная неоднократно ремонтировалась. В 60-е годы она получила новое надежное бетонное укрепление с дополнительной нижней террасой и спусками к воде. Зеленый бархатный откос набережной, вековые тенистые липы, невысокая застройка, оживленная кое-где церковными шатрами и главами, изящные беседки, спуски, красивые мосты-виадуки — делают ее особенно привлекательной. Волжская набережная — гордость ярославцев. 
Панораму Волжской набережной со стороны Стрелки открывает двухэтажное здание Митрополичьих палат (Волжская наб., 1) — один из интереснейших памятников гражданской архитектуры XVII века. Построено оно в 1680-е годы на территории бывшего кремля и поначалу представляло собой обширную усадьбу с домовой церковью, двумя флигелями, хозяйственными постройками. обнесенную каменной оградой. Палаты, служившие резиденцией ростовских митрополитов при их посещении Ярославля, имели характерную трехчастную планировку: сени, жилые покои, приемные покои. Сени, в которые
вели два высоких крыльца (с юга — парадное, с севера-повседневное), разделяли дом на две части. Западная половина имела одностолпную палату и служила для торжественных приемов, в восточной — находились жилые помещения. 
В XVIII — XIX веках ограда, флигели и церковь были разобраны. В 1830 году здание палат подверглось капитальной перестройке (разобраны крыльца, надстроен третий этаж, сбит декор на фасадах). Сильно пострадало оно во время белогвардейского мятежа. В 20-е годы нашего века этот памятник был частично реставрирован. Работы по его восстановлению возглавлял один из пионеров советской реставрации П. Д. Барановский. Зданию был возвращен первоначальный облик (не восстановлены лишь каменные крыльца) . 
В 70-е годы нашего века Митрополичьи палаты капитально отремонтированы, и здесь разместился музей древнерусского и декоративно-прикладного искусства. 
Недалеко от Митрополичьих палат находится здание бывшей Ильинско-Тихоновской церкви (Волжская наб., 5), построенное в 1825 — 1831 годах в стиле классицизма. Его фасады со всех сторон оформляют высокие многоколонные портики коринфского ордера с треугольными фронтонами. Завершается здание круглым барабаном с куполом. С западной стороны ведет открытая парадная лестница. Раньше здесь по углам стояли две высокие квадратные башни — звонницы (разобраны в XX веке). 
Место, на котором расположен этот памятник, овеяно легендой. Оно считается древнейшей частью города. По преданию, именно здесь, на месте древнего языческого капища, князь Ярослав и повелел заложить деревянную церковь пророка Ильи и «град созидати». В 1694 году взамен деревянной была возведена каменная церковь Ильинская с приделом св. Тихона. В начале XIX столетия ее по ветхости разобрали и соорудили новую, получившую название Ильинско-Тихоновской. Сейчас в этом здании размещена Ярославская специальная научно-реставрационная мастерская. 
На берегу Волги сохранилась одна из оборонительных башен городского посада XVII века. Волжская (Арсенальная) башня возведена в промежутке между 1658 и 1669 годами на месте деревянных ворот, замыкавших проезд по Медведицкому оврагу и сгоревших в пожар 1658 года. Первоначально, как и у других проездных башен, у нее

был высокий шатер с дозорной вышкой, три яруса бойниц и полукруглая отводная башня (дополнительное укрепление со стороны Волги). 
Памятник не сохранил своего первоначального облика. Во время пожара 1711 года сгорел деревянный шатер, в начале XIX столетия разобрали отводную башню. В 40-е годы прошлого века башня была надстроена и превращена в арсенал (отсюда ее второе название — Арсенальная). Несмотря на значительные искажения, Волжская башня и поныне внушительным объемом выделяется в панораме города. 
С западной стороны к Волжской башне примыкает монументальное инженерное сооружение с мощными пилонами и широким арочным проездом. Это Волжские ворота. Нынешний свой облик ворота получили в начале XIX столетия, когда проводилось устройство Волжской набережной, была засыпана часть Медведицкого оврага и они были переделаны под мост, соединивший Стрелку с набережной. 
Спуск к Волге через Волжские ворота с северной стороны фланкирует двухэтажный жилой дом с мезонином (Волжская наб., 7/2). Построен в конце XVIII — начале XIX века, интересен по архитектуре и примечателен тем, что в нем сочетаются элементы как ранней классики, так и зрелого классицизма. 
За этим домом расположено трехэтажное современное здание r-образной формы, закрепляющее угол Волжской набережной и Волжского спуска, Этот жилой дом (Волжская наб., 9, 1981 r,, архитектор Ю. Д. Щербинин) удачно вписался в рельеф местности и окружающую историческую застройку. Простые фасады его выдержаны в формах конструктивизма, расчленены уступами, оформлены балконами, лоджиями и цветными керамическими вставками. 
На углу набережной и улицы Революционной находится трехэтажное здание больницы (Волжская наб., 11/1), выделяющееся своим архитектурным оформлением. Возведено оно в конце XIX — начале ХХ века по проекту архитектора А. А. Никифорова в так называемом «русском» стиле. Фасады его украшены типичными для архитектуры XVII века богатым городчатым карнизом, бочкообразными полуколоннами, наличниками окон в виде тройных кокошников. 
Дом общества врачей (Волжская наб., 15). Этот небольшой одноэтажный дом является примером удачной перестройки древнего здания в эпоху классицизма. Он был 'окружен в конце XVII — начале XVI!I веков и имел характерную для того времени планировку палатного типа (в центре — сени, по обе стороны которых размещались жилые помещения) . В 20-е годы XIX столетия здание оыло перестроено в стиле классицизма. В 1869 году дом перешел во владение общества врачей и в нем была открыта первая в городе частная бесплатная лечебница. 
С южной стороны к дому общества врачей примыкает кирпичное здание больницы. Его строительство начато в 1905 году на средства добровольных вкладчиков. Были выложены стены, покрыта крыша, но отделка помещений из-за нехватки средств надолго приостановилась. В 1923 голу ярославское общество врачей возобновило свою деятельность и через два года родильное отделение было закончено. 
В 1985 году к юбилею города — 975-летию Ярославля на Волжской набережной был открыт Музей истории города. Разместился он в бывшем доме Кузнецова (Волжская наб., 17), построенном в 90-е годы прошлого века в модном тогда стиле, подражающем архитектуре эпохи ренессанса. Здание покрыто рустом «под шубу», украшено. богатой лепниной, центральная его часть выделена балконом с фигурными балясинами и завершается барочным аттиком с круглым окном. Внутри здания сохранились богатые интерьеры, выдержанные в том же стиле. 
Дом губернатора (Волжская наб., 23) построен по проекту архитектора П. Я. Панькова в 1819 — 1820 годах. Первоначально он представлял собой усадьбу с двумя флигелями, хозяйственными постройками и большим ;адом, выходящим на Ильинскую площадь. В 1860 году главный корпус был переделан и оформлен в стиле позднего классицизма с несколько измельченным, суховатым декором (сейчас в нем размещается художественный музей). В 1866 году снесен северный флигель и установлена новая ограда с воротами. Южный флигель сохранился г это дом № 21 по Волжской наб.), но его главный фасад также был переоформлен в стиле поздней классики. На боковых его фасадах остались фрагменты первоначальной архитектуры. 
Напротив «дома губернатора» на откосе набережной .-находится смотровая площадка-грот, выполненная в середине прошлого века. Бетонная лестница-спуск от нее сооружена в наше время.
На углу Волжской набережной и Народного переулка стоит трехэтажный жилой дом (1937 г., архитектор И. Н. Дубов) . Само по себе неплохое по архитектуре здание имеет существенный градостроительный недостаток — оно закрыло с Волжской набережной один из интереснейших памятников города — церковь Николы Надеина. 
Церковь Николы Надеина* (Народный переулок, 2а) «,. заложена в 1620 и закончена в 1622 году. Первая по времени каменная приходская церковь в Ярославле. Свое название получила по имени купца, «государева гостя» Надея Светешникова. Предвосхищая своим внешним обликом тип ярославского храма, получившего наиболее яркое воплощение в таких памятниках XVII века, как церковь Ильи Пророка и Иоанна Златоуста, церковь Николы Надеина сохранила в себе и много черт, присущих архитектуре предшествующего века. Это — общая простота наружной отделки, элементы которой кажутся как бы нарисованными от руки, обработка лопаток галереи и стен колокольни редко расставленными шашками и шарами, первоначальные формы колокольни, поясок из катушек и цилиндров на восточном фасаде, отделяющий подклет от церкви... 
За свое более чем трехсотлетнее существование церковь утратила первоначальный облик: прежде колокольня не имела шатра, существующий был поставлен в 1695 году, тогда же были растесаны и церковные окна. Вместо криволинейного закомарного покрытия, следы которого заметны и сейчас, в 1758 году была сделана четырехскатная кровля на железных стропилах. Тогда же, по всей вероятности, переделана и маковица средней церковной главы (ныне реставрирована). Наверное, еще в XVII веке были заложены открытые проемы южной и западной галерей, крыльца и подклета. В 1836 году сняты и боковые главы. Утрачены часы со звоном, висевшие на колокольне. 
Внутри вся церковь расписана, согласно настенной летописи, в 1640 году. Стенопись выполнялась двадцатью иконописцами из Ярославля, Москвы, Костромы и Нижнего во

* Данный текст, а также тексты о церквах: Рождества Христова,
Николы Рубленого, Спаса «на Городу», Николы Мокрого, Тихвинской,
Богоявления, Федоровской, Николы Пенского, Иоанна Предтечи,
Петра и Павла, Николы в Меленках — написаны А. И. Сусловым.
(См. Ярославль. Путеводитель. Верхне-Волжское книжное изд-во.
Яр., 1960).

главе с костромичем Любимом Агеевым... Надеинская стенопись была чуть ли не единственной в Ярославле за первую половину XVII века. Расположение сюжетов по стенам, сводам и папертям Надеинской церкви во многом стало традиционным для ярославских росписей второй половины XVII века... В главном алтаре интересна резная надпрестольная сень 1636 года. Иконостас — XVIII века; он исполнен,по преданию,по рисунку Федора Волкова, основателя русского национального театра». 
Недалеко от церкви Николы Надеина стоит одноэтажное здание, выходящее на набережную торцом под косым углом (Волжская наб., 29).. Это бывшая фабрика Кочурова, возведенная в середине XVIII века, еще до регулярной перепланировки города. Находилась она ранее на узкой средневековой улочке, выходившей к Мякушкинскому спуску. В 1847 году здание было перестроено и получило скромное оформление фасадов в стиле позднего классицизма. 
У начала Мякушкинского спуска на высоком откосе стоит Волжская беседка — яркий образец паркового сооружения эпохи классицизма. Шесть ее каннелюрованных колонн коринфского ордера поддерживают круглый барабан с плоским куполом. Беседка удачно писалась в панораму Волжской набережной. 
За домом № 29, в глубине квартала находится интересный памятник архитектуры первой половины XVIII века-бывший дом Клирикова (Волжская наб., 31б), выполненный в стиле московского барокко. Характерной особенностью этого стиля является богато украшенные наличники окон. В доме Клирикова (в середине 1980-х годов он частично перестроен) сохранились фрагменты таких окон. Они оформлены прямоугольной рамкой с одним небольшим фигурным замковым камнем. В верхней части наличника — расширения («плечики») с капелькой, внизу — «фартуки». Над окном — тонко профилированный лучковой сандрик с «разорванным» карнизиком. Такие наличники в гражданских зданиях Ярославля встречаются очень редко — в этом ценность этого памятника. 
Бывший дом Дедюлина (Волжская наб., 31) построен в первой половине XVIII века. Первоначально был одноэтажным. В начале XIX столетия здание надстроили и расширили, и оно получило оформление в классическом стиле: четырехколенный портик на 2-м этаже, завершают-ийся треугольным фронтоном, сандрики над окнами.

В этом небольшом особняке проживал Я. И. Дедюлинруководитель ярославского ополчения в 1812 году. 
Далее по набережной с некоторым отступом в глубь квартала стоит замечательный памятник XVII века-церковь Рождества Христова (ул. Кедрова. 1). «Построена в 1644 году. Первоначальный план памятника схож с планом церкви Николы Надеина. На запад выходила паперть с крыльцом. Вся церковь стояла на подклете и была покрыта по закомарам. Вскоре после окончания постройки основной церкви к юго-западному углу ее был пристроен отдельный придел (Казанский) в виде четырехугольной башни. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. С запада к приделу примыкает маленькая галерея, открытые арочные проемы которой теперь заложены. 
В начале XIX века церковь Рождества была перестроена: изменена форма основного купола и совсем сняты четыре боковые главы; перестроен и обращен в теплую церковь северный придел... Наружная отделка церкви значительно богаче, чем у Николы-Надеинской, построенной двумя десятилетиями раньше: здесь у апсидных окон появляются наличники, усложняется отделка ширинок и карниза... По фризу основного объема церкви идет цветная изразцовая надпись с выпуклыми буквами. Это — своеобразная «летопись» церкви, где указаны дата ее постройки и имена купцов Гурьевых-Назаровых, давших деньги на ее строительство. 
Внутри церкви — стенопись 1683 года, выполненная ярославскими мастерами. 
С запада перед церковью Рождества стоит колокольня. Она, по всей вероятности, сообщалась с Казанским приделом переходом на столбах. Постройка колокольни относится к 50—60 годам XVII века. Это столпообразный памятник, кажущийся нам сейчас только колокольней, был на самом деле шатровой церковью над вратами ограды, ныне не существующей. Эти ворота имели два проезда, арки которых опираются на столбы, имеющие бочкообразную форму... 
Во втором ярусе, четырехугольном в плане, находилась церковь, окруженная с трех сторон галереей с открытой аркадой... Выше идет третий ярус — восьмерик, где висели колокола. Вся композиция завершается шатром с главкой и «слухами» — окнами, которые делались на шатрах колоколен для увеличения звучности колокольного звона... К восточным углам церкви примыкают две башенки с пирамидальными верхами, которые в общей композиции памятника призваны декоративно изображать как бы шатровые приделы. В южной башенке помещался механизм стенных часов, в северной был ход на колокольню... 
Рождественская колокольня является одной из главных достопримечательностей церковного зодчества Ярославля и не имеет в русской архитектуре никаких аналогий». 
Далее по Волжской набережной находится внешне непритязательное двухэтажное здание — бывший дом Масленникова (Волжская наб., 39а). Построен он до регулярной перепланировки города (конец XVII — начало XVIII вв.) и сохранил на дворовом фасаде декоративное оформление, характерное для того периода: широкие лопатки, фриз из ширинок — кессонов с керамическими вставками, свойственный культовым постройкам XVII века. В интерьере имелись фрагменты росписи (здесь находилась домовая, возможно, старообрядческая церковь). В XIX столетии восточный и южный фасады дома были перестроены в стиле упрощенного классицизма. 
На пересечении набережной с Первомайской улицей стоит трехэтажное здание — бывший дом Куракина (Волжская наб., 45/1). Возведен он в эпоху классицизма (на боковом фасаде сохранились фрагменты декора, свойственные этому стилю). В 1867 году дом был перестроен и получил новое архитектурное оформление в духе ренессанса. Фасады его украшены каннелюрованными пилястрами, архивольтами, тонкими профилями. На крыше здания — типично барочный парапет с металлической решеткой. 
При выходе Первомайского бульвара к Волжской набережной на фоне его зелени расположен памятник Н. А. Некрасову. Сооружен он в 1958 году по проекту скульптора Г.И.Мотовилова и архитектора Л.М.Полякова. Бронзовая скульптура поэта, обращенного взором на волжские просторы, установлена на гранитном постаменте. К нему примыкает белокаменная стела, украшенная барельефами на сюжеты его произведений. Вся композиция установлена на широкой, облицованной гранитом, площадке. На постаменте начертана крылатая строка:
Я лиру посвятил 
народу 
своему. 
За первомайским бульваром находится интересное инженерное сооружение эпохи классицизма. Семеновский мост построен в 1820 году по «образцовому» проекту. Три арочных его пролета оформлены высокими парными колоннами и завершаются парапетом с чугунной решеткой. В 50-е годы прошлого века боковые арки были заложены и в них находились торговые лавки. В 1913 году по проекту архитектора Н. 1О. Лермонтова мост был реконструирован. В таком виде этот памятник и предстает ныне перед нами. 
По Красному съезду через арку Семеновского моста мы попадаем в комплекс речного вокзала. Возведен он в 70 — 80-е годы. В 1976 году была введена в строй первая очередь, в 1984 — вторая. Сейчас это — законченный интересный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких объемов (вокзал, кинотеатр, ресторан, башня), установленных на общую платформу. Невысокие протяженные здания речного вокзала, решенные в современных формах, увязаны по высоте и архитектуре с исторической застройкой, а стилизованная стройная башня с часами-органично вписалась и обогатила силуэт Волжской набережной. За архитектуру комплекса речного вокзала в Ярославле авторский коллектив во главе с архитектором Т. П. Садовским удостоен Государственной премии РСФСР. 
За Красным съездом расположено несколько жилых домов, построенных в советское время, также удачно вписавшихся в панораму Волжской набережной. Это дом № 47, построенный в 1928 году в стиле конструктивизма, и следующий, дом 47а, возведенный в 1935 году и запоминающийся своими оригинальными круглыми балконами. 
Выход на Волжскую набережную улицы Суркова замыкает ансамбль церквей Благовещенского прихода (Волжская наб., 51). Он состоит из трех объемов, выполненных в разные эпохи: основного храма — церкви Благовещения (1688 — 1702), небольшой теплой церкви Вознесения (1745) и ярусной колокольни (1868). 
Церковь Благовещения построена на средства жителей рыбачьей слободы. Этот бесстолпный пятиглавый храм-характерная постройка конца XVII века, послужившая прообразом многих ярославских церквей XVIII столетия. Ее отличают гладкие, без декора, плоскости стен, прорезанные двумя рядами больших окон в арочных нишах без наличников, четырехскатное покрытие, глухие барабаны. Ныне существующие сложной формы барочные главы выполнены в середине XVIII века. К западному углу храма примыкала традиционная для культовых построек Ярославля колокольня. Она сильно пострадала в мятеж 1918 года и вскоре была разобрана. 
Интерьеры церкви Благовещения расписаны в 1708-1709 годах артелью ярославских мастеров во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым. 
Церковь Вознесения — небольшой теплый храм, предназначенный для проведения службы в зимнее время. Она неоднократно перестраивалась и ее фасады сейчас маловыразительны. В 1867—68 годах по проекту архитектора А. М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к ней были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. В целом ансамбль церкви Благовещения играет активную роль в панораме города с Волги. 
За Флотским спуском расположено крупное трехэтажное здание бывшего Духовного училища, занимаемое ныне управлением Северной железной дороги (Волжская наб., 59). Возведено оно в конце прошлого века и имеет весьма эклектичную архитектуру. Здесь и мотивы русского стиля (городчатый карниз, шатер с кокошниками), и модерна (стилизованные обрамления окон). 
Напротив него на Волжской набережной в 1985 году установлена круглая беседка с парными колоннами, выполненная в бетоне в ложноклассическом стиле, что придало ей сухость в сравнении с подлинным памятником классицизма — беседкой у Мякушкинского спуска. 
Далее по Волжской набережной имеется еще несколько домов эпохи классицизма. Их фасады искажены позднейшими переделками. Наиболее интересен жилой дом бывший Тихомирова (1838 г., Волжская наб., 67), оформленный легкими балконами. 
Замыкает волжскую панораму центральной части города — Октябрьский мост. Сооружен он в 60-е годы (открыт в 1966 году) по проекту инженера С. С. Уланова. Интересен он тем, что мощные его пролеты склеены из отдельных бетонных блоков. 
За автомобильным мостом видна ажурная решетка металлических ферм железнодорожного моста через Волгу, возведенного в 1910—1913 годах по проекту инженера
Л. Д.Проскурякова. В 1972 году рядом с ним устроен второй путь, трапециевидные фермы которого несколько исказили облик этого интересного сооружения.


Прикреплённые изображения:
Изображение 1 Изображение 2 Изображение 3 Изображение 4

Похожие статьи

Комментариев: 0
ComForm">
avatar