Застройка улицы начала складываться в эпоху классицизма, значительно обновилась в конце XIX — нача;:;ХХ веков. Имеются здесь постройки и советского периода.
Недалеко от Волжской набережной на Первомайской улице с отступом от красной линии расположен бывшш особняк Огнядовых (ул. Первомайская, 7). Построен ан во второй половине прошлого века и его архитектура выдержана в духе ренессанса. Фасады оформлены пилястрами, полуколоннами, рустом, лепниной, завершаются богатым карнизом с модульонами.
Из построек эпохи раннего классицизма на Первомайской улице сохранилось несколько жилых домов.
Бывший дом Бушкова (ул. Первомайская, 13, конец XVIII — начало XIX века). В середине прошлого столетия его фасады были частично переделаны в стиле позднего классицизма (штукатурные наличники окон, сандрики над ними). От первоначального оформления здания сохранились характерные для раннего классицизма широкие угловые лопатки, прямоугольные ниши — филенки.
Четырехэтажный жилой дом (ул. Первомайская, 17) первоначально был двухэтажным (3-й и 4-й надстроены в советское время). Его древняя часть украшена высокими каннелюрованными пилястрами с оригинальными капителями (частично утрачены). Окна обрамлены прямоугольными рамками с тройным замковым камнем. В простенках — фигурные ниши. Все эти элементы, характерные для построек конца XVIII столетия, в этом здании выполнены с большим художественным вкусом. Лишь надстройка над ним искажает облик этого интересного памятника архитектуры эпохи раннего классицизма.
На Первомайскую улицу выходят постройки Казанского монастыря. Основан он в начале XVII века в честь победы над польско-литовскими интервентами. Поначалу был деревянным. В 1649 году здесь была построена каменная Казанская церковь. В конце XVIII — начале XIX веков были возведены каменные кельи, монастырские стены, теплая церковь, колокольня (не сохранилась) и другие постройки. В 1918 году монастырь был ликвидирован и превращен в «Дом крестьянина», многие его сооружения — перестроены. В послевоенные годы на территории бывшего монастыря возведено несколько многоэтажных жилых домов.
Доминирующее положение в ансамбле монастыря занимает Казанский собор (ул. Первомайская, 19а), построенный в 1835 — 1845 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова на месте церкви XVII века. Крупный по размерам, с многоколонными портиками с трех сторон, увенчанный пятью барабанами с куполами и небольшими главами (не сохранились), собор выделяется свойственной архитектуре эпохи позднего классицизма парадностью, строгостью и сухостью форм.
На углу Первомайской улицы и площади Волкова находится невысокое двухэтажное здание, связанное с именем Н. И. Подвойского (ул. Первомайская, 25) . Построено оно в начале XIX века и является характерным образцом провинциального классицизма. Здание имеет скругленный угол. Скромные его фасады оформлены лопатками, плоскими арочными нишами.
За площадью Волкова западную сторону Первомайской улицы оформляют корпуса Гостиного двора (ул. Первомайская, 10, 12).
Ансамбль Гостиного двора — один из лучших в Ярославле провинциальных ансамблей эпохи классицизма-возведен в 1813 — 1818 годах по проекту архитектора П. Я. Панькова. Располагался он на рыночной площади, которая была организована еще в конце XVIII века после сравнивания оборонительных рвов на участке от Власьевской башни до Спасского монастыря.
Первоначально Гостиный двор состоял из двух вытянутых торговых корпусов и центральной ротонды с портиком. После пожара 1831 года он был перестроен. В 1911 году западная часть северного корпуса была заменена новым зданием в стиле неоклассицизма. В мятеж 1918 года сильно пострадал южный корпус, и на его месте в 30-е годы нашего столетия возведено здание госбанка.
Сохранившиеся здания Гостиного двора (реставрированы в 1960-е годы) и сейчас оставляют яркое впечатление. Они окружены по периметру легкими галереями с редко расставленными невысокими колоннами ионического ордера, напоминающими парковую архитектуру эпохи классицизма. Северный корпус имеет в центральной повышенной части и по углам — небольшую аркаду. Ротонда выходит на Первомайскую улицу шестиколонным портиком с треугольным фронтоном, над которым возвышается купол с легким фигурным завершением.