Специальные знаки, устанавливаемые с целью обозначения на водных путях таких важных моментов, как судовой ход и границы рейдов, носят название навигационных. С их помощью персонал судов на определенных участках преодолеваемого водного пути получает сведения о наличии особенных условий.
Разновидность водного пути, габаритные характеристики судового хода, интенсивность движения судов определяют в каждом конкретном случае тип, количество и принцип размещения навигационных знаков. Так, речные навигационные знаки отличаются от тех, которыми оборудуют канал или озеро.
Существует специальный государственный стандарт, регламентирующий тип, размер и цвет навигационных знаков и сигнальных огней на них.
По месту размещения эти знаки делятся на береговые и плавучие.
Разновидности береговых навигационных знаков
К береговым знакам относятся:
• осевой створ – служит для обозначения оси судового хода, одной из разновидностей которого является кромочный створ, указывающий судоводителям положение кромок судового хода;
• щелевой створ – определяет положение судового хода и его кромок;
• ходовой знак – помогает определить судовой ход, проходящий непосредственно вблизи береговой линии;
• перевальный знак – отмечает места смены направления судового хода;
• "Ориентир" – служит для обозначения характерных мест судоходного пути - изгибов русла, выступающих берегов и т.д.
Все вышеназванные береговые навигационные знаки помогают ориентироваться при движении по водным путям, являясь гарантией безопасного движения судов. Так же для обеспечения нормального ориентирования и распознавания судов применяются: АИС (автоматическая идентификационная система) судна и бортовые фонари. На реках часто используются специализированные плавучие знаки.